Долговременный уход за пожилыми: поддержка государства, плюсы и минусы

Долговременный уход за пожилым человеком

В Российской Федерации средняя продолжительность жизни составляет 72,5 года, 25% граждан – пенсионеры. Такие показатели свидетельствую о демографическом старении населения, большей части которого в скором времени понадобиться долговременный уход. Увеличение количества пожилых людей в России и анализ предоставляемых видов помощи для стариков показал, что существующая система долговременного ухода за пожилыми и инвалидами требует кардинального изменения.

Особенность организации

Долгосрочный уход требуется чаще всего пожилым людям с тяжелыми хроническими заболеваниями и травмами, которые не позволяют им самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности. Срок такого вида помощи может составлять от нескольких недель или лет до момента смерти подопечного человека.

Долговременный уход призван поддержать старика или инвалида, обеспечив ему достойное качество жизни, не зависимо от диагноза, тяжести состояния и прогноза на будущее. Цель ухода состоит в восполнении основных повседневных физиологических и социальных потребностей в жилье, питании, гигиене, общении и досуге. Как правило, долгосрочный уход включает в себя и оказание медицинской помощи. Большинство людей, нуждающиеся в постоянном постороннем присмотре – лежачие больные и инвалиды.

Долговременый медицинский уход за инвалидом

Способы предоставления

Действующая система долговременного ухода за пожилыми включает в себя несколько вариантов оказания медико-социальных услуг.

Временная
помощь
  • дневной стационар медицинских и социальных учреждений;
  • амбулаторно на дому;
  • выездные патронажные службы;
  • приходящий социальный работник.
Постоянная
помощь
  • больницы и отделения сестринского ухода;
  • дома престарелых и геронтологические центры;
  • специализированные интернаты;
  • хосписы.

Социальные учреждения принимают постояльцев на временное и постоянное проживание. Долгосрочный уход предоставляется пациентам амбулаторно, стационарно и круглосуточно. Все государственные заведения финансируются федеральным бюджетом, коммерческие клиники и пансионаты оплачиваются из личных средств и неподконтрольны в своей деятельности государственным органам.

Справка. В стационарных организациях социального обслуживания на территории РФ проживает 250 тыс. человек. Чтобы получить право на получение такой услуги, необходимо обратиться с заявлением в муниципальное управление социальной защиты и подтвердить потребность в долговременной государственной опеке.

Государственный долговременный уход

Преимущества

Система долговременного ухода за гражданами пожилого возраста в России дает возможность позаботиться об одиноких и больных стариках независимо от уровня дохода и семейного положения. Выбор вида социального заведения зависит от медицинских показателей, личных предпочтений, финансовых возможностей и имеющейся поддержки со стороны членов семьи. На 2018-2020 гг. объем финансирования, направленный на строительство и развитие деятельности социальных домов, составит 43,6 млрд. рублей, что позволит устранить очередь в подобные заведения.

Долгосрочный уход на дому – более гуманный способ, когда сохраняется состоявшийся уклад жизни в привычной и знакомой среде. Престарелым людям не нужно тратить физические и душевные силы на переезд, адаптацию к новым условиям, разрывать социальные связи. По данным ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) человек преклонного возраста, оторванный от привычной среды, в среднем живет на 7-10 лет меньше даже при условии помещения в комфортные и безопасные условия.

Долгосрочный уход за престарелым человеком

Недостатки

Любая система со времен требует корректировок в соответствии с новыми требованиями и потребностями общества. Система долговременного ухода за пожилыми людьми также показала свои слабые стороны, которые отражаются на качестве предоставляемых услуг. Причинами неэффективного функционирования стали следующие факторы:

  • отсутствие единой системы управления и финансирования;
  • подчинение разным ведомствам – министерству здравоохранения и министерству труда;
  • различные требования по обслуживанию в учреждениях и по регионам;
  • не соответствие квалификации специалистов выполняемым обязанностям;
  • отсутствие профессиональных сиделок в штате;
  • недостаточный уровень развития услуги «надомный уход».

Система долговременного ухода, наделенная такими недостатками, приводит к тому, что пожилой человек не получает комплексную помощь в стенах социального учреждения, где он проживает или лечится. В больнице нет должности сиделки, а в доме престарелых основные обязанности выполняют санитарки без медицинского образования.

Долговременный уход в домах престарелых

Долговременный уход за гражданами пожилого возраста на дому – особо актуальная проблема. Большинство стариков предпочли бы остаться и получать патронажные услуги дома от социального работника или родственника, готового за ним ухаживать. Трудность заключается в том, что специалисты социальной службы не имеют права оказывать медицинскую помощь, а также не располагают свободным временем, чтобы уделить достаточно внимания одному пациенту.

Что касается членов семьи, которые решили сами оказывать долгосрочный уход недееспособному больному, то здесь возникает другая проблема. Государство готово добавить к пенсии подопечного 1200 руб. для оплаты услуг родственника, соседа или постороннего человека, взявшего на себя обязанности по уходу. Но такой человек не должен получать официальную зарплату, пенсию или пособие по безработице. Столь малой суммы недостаточно, чтобы нанять сиделку, в результате весь груз обязанностей ложится на плечи семьи, нередко кому-то из родственников приходиться оставлять работу.

Справка. Государственный бюджет России ежегодно теряет около 121 млрд. рублей из-за увольнения трудоспособных граждан, вынужденных совершать долговременный уход за пожилыми людьми на дому.

Увольнение из-за долговременного ухода на дому

Поддержка государства

В 2017 году на государственном уровне был поднят вопрос о разработке новой системы в сфере оказания услуг социальными учреждениями. Программа долговременного ухода за пожилыми людьми и инвалидами должна предусмотреть такие моменты:

  • формирование единой системы комплексной и непрерывной медицинской и социальной помощи;
  • создание единых межведомственных стандартов оказания помощи и профессиональных стандартов специалистов;
  • применение единой гериатрической оценки качества и объема предоставляемых услуг;
  • определение и координация источников финансирования (государственных и частных);
  • увеличение количества дневных стационаров (по типу «детский сад для стариков»);
  • финансовая и социальная помощь семьям, оказывающим долгосрочный уход на дому;
  • осуществление подготовки и переподготовки соответствующих медицинских кадров по гериатрическому профилю;
  • улучшение инфраструктуры, реконструкция и капитальный ремонт действующих интернатов и домов престарелых.

Комплекс мер по созданию системы долговременного ухода призван решить основные проблемы, которые возникают в процесс обслуживания пожилых людей и инвалидов. В первую очередь, это взаимоувязка услуг социального и медицинского характера.

 Для успешного процесса восстановления после тяжелой болезни пациент должен получать не только медикаментозное лечение, но и квалифицированный долгосрочный уход. 80-90% реабилитационной работы выполняет младший медицинский персонал, поэтому развитие государственного патронажной службы является важной составляющей частью новой системы.

Долгосрочный уход младшим медицинским персоналом

Программа долговременного ухода предусматривает создание и ведение единой базы данных о количестве пожилых маломобильных людей, которые нуждаются в помощи как в специализированных социальных учреждениях, так и на дому. При этом заявительный принцип получения услуг, недоступный для многих граждан по субъективным причинам, не должен оставить беспомощного человека один на один с проблемой.

Важно! Новая система долговременного ухода направлена на поддержку людей, которые реально выполняют обязанности по обслуживанию больных и пожилых пациентов. По расчетам экспертов выделение адресной помощи нуждающимся семьям обойдется государству в 7 раз дешевле, чем содержание старика в доме престарелых.

Концепция и задача долговременного ухода состоит в том, чтобы помочь старику или инвалиду сохранить достойное качество жизни. Пожилой человек имеет полное право сам решать, где ему и какой вид помощи он хочет получать. Эффективная работа социальных государственных и частных служб – это показатель развития общества, его заботы о душевном и физическом комфорте старшего поколения.

Видео

149

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*

При написании комментария подтвердите, что Вы не робот.
В противном случае комментарий не будет принят и опубликован.